ico Спробуйте новий дизайн сайту!

Спортивный интерес

Пятница, 5 Декабрь, 2008
Снижение арендных ставок на коммерческую недвижимость повысило доходность спортивных центров

Люди хотят выйти из кризиса здоровыми и полными сил», - заверил собственник одного из столичных фитнес клубов, оправдывая свой оптимизм. На первый взгляд, слабое утешение. К сожалению, спорт и здоровый образ жизни - неприоритетные статьи расходов в бюджетах украинских граждан. Соответственно, и фитнес до услуги первой необходимости явно не дотягивает.

Между тем операторы этого рынка не спешат унывать. Конкуренция слабая, потенциал рынка огромный, а неудовлетворенный спрос на услуги спортивных клубов дарит им вполне оправданные надежды если не увеличить доходность своего детища в сложные времена, то хотя бы сохранить ее на прежнем уровне. Есть еще один немаловажный фактор, который подпитывает оптимизм собственников фитнес клубов: заметное сокращение стоимости аренды помещений коммерческой недвижимости, доходящее порой до 40%, стимулирует операторов рынка открывать новые центры и покрывать сетью своих клубов все больше городов Украины.

Места хватит Отечественному рынку спортивных центров однозначно есть куда «наращивать мышцы» - простора для этого хватать будет еще долго. Во всяком случае, так утверждают его участники. По данным аналитической службы VIP-клуба «Фаворит», объем столичного рынка фитнес услуг в конце прошлого года составил около $40 млн. При этом его потенциал к 2012 году, до того как наступил финансовый кризис, оценивали приблизительно в $130-150 млн. Что же касается украинского рынка в целом, то сегодня его объем составляет приблизительно $180-200 млн. при потенциале в $1 млрд.

Неудовлетворенный спрос - одна из главных характеристик рынка. Кроме многопрофильных спортивных центров, на нем представлены разрозненные тренажерные залы и другие спортивные секции, многие из которых находятся в коммунальной собственности и в большинстве своем убыточны.

На Западе дела обстоят иначе. Например, в Италии фитнес бизнес дотируется правительством, рассказала генеральный директор VIP-клуба «Фаворит» Елена Николайчук. В непростых украинских условиях за прибыльность борются около десяти крупных операторов рынка, которые, между тем, пока работают без конкурентной угрозы друг для друга. На сегодняшний день ни в Киеве, ни в Украине в целом нет оператора, контролирующего рынок. «Если в нашей стране и появится такой игрок, то это, безусловно, будет сетевой проект фитнес клубов», - полагает Дмитрий Екимов, основатель группы компаний Sport Life, владеющей спортивными центрами. Не пугает украинских предпринимателей в области спортивных услуг и возможность соседства зарубежных игроков. По словам господина Екимова, иностранцам здесь сложно - рынок локален, на начальной стадии проект требует пристального внимания, да и бюрократия на высоком уровне.

 Куда податься

Между тем, повезет иностранцам или нет, во многом зависит от того, какой сегмент рынка они выберут для своего развития в Украине. По словам Елены Николайчук, вообще таких сегмента три: «эконом», «бизнес» (или «премиум») и luxury. Последний, уверена специалист, меньше всего подвержен пагубному влиянию финансового кризиса, и в первую очередь потому, что для посетителей этих фитнес клубов спорт остается стилем и образом жизни с высоким сервисом, экономить на котором они не намерены. Клубами, принадлежащими к этому сегменту, принято считать «Фаворит», «Кодакан» и «Софийский». Цена годового абонемента в них достигает от $3 тыс. до $5 тыс. Приблизительный объем этого рынка в столице составляет $10-12 млн.

Больше всего в отрасли пострадали фитнес центры сегмента «бизнес», к которым относят клубы «5-й элемент», «Гран-При», «Планета Фитнес», Sport Life, «Аквариум» и т. д. Отток клиентов в таких клубах прогнозируется на уровне 25-30%. Одна из причин - уход корпоративных клиентов, у которых абонемент был оплачен из социального пакета, предусмотренного компаниями для своих сотрудников. На сегодня около 90% украинских компаний либо ликвидировали, либо сократили социальные расходы. Приблизительный объем столичного рынка фитнес клубов в сегменте «бизнес» составляет $18-20 млн. Сейчас его главным конкурентом может стать сегмент «эконом», куда, вероятнее всего, «перекочуют» клиенты премиальных спортивных центров.

Дополнительные услуги в фитнес центрах часто являются существенной статьей доходов клубов. Салоны красоты, SPA-салоны, рестораны и даже бутики, работающие при клубе, могут приносить ему от 10 до 30% дополнительной прибыли. Эксперты полагают, что клубам стоит прекращать позиционировать эти направления как смежные и развивать их в виде отдельного бизнеса. Тогда они смогут приносить владельцам фитнес центров 40, а то и 60% дополнительных доходов.

 Что нам стоит клуб построить

Впрочем, думать о наращивании доходов следует игрокам всех сегментов фитнес клубов, ведь каким бы радужным не выглядело будущее, на текущий момент рентабельность этого бизнеса сократилась с 10 до 5%. Поднимать цены на свои услуги операторы рынка не решаются - это прямой путь к потере клиентов. «До кризиса основным сдерживающим фактором развития фитнеса в Украине была стоимость аренды. Сегодня же главный фактор - это спрос», - полагает Дмитрий Екимов. Аренда в списке рисков и расходов автоматически ушла на второй план после того, как начала дешеветь коммерческая недвижимость. Примечательно то, что многие операторы рынка решили не упускать возможность и заявили о своих планах по расширению. По оценкам специалистов, при арендных ставках до $30-50 за 1 кв. м фитнес клуб может работать с рентабельностью 30%.

Некоторые предприниматели, работающие на рынке спортивных услуг, не хотят связывать себя арендными узами с собственниками объектов коммерческой недвижимости и строят для себя сами. Учитывая, что фитнес клуб - достаточно крупный объект, площадь которого составляет не менее 1,5 тыс. кв. м, удовольствие это не из дешевых. По подсчетам специалистов, на создание современного крупного фитнес центра необходимо потратить около $6 млн., и это без учета стоимости земли. «Концепция строительства спортивного клуба включает кирпичное здание, где расположены административная часть, тренажерный зал, фитнес зал, сауна, ресторан и пр. Могут использоваться и облегченные конструкции, к примеру, крытые теннисные корты», - рассказывает Александр Мартынюк, директор компании «ПЕМ Украина», производящей облегченные металлоконструкции для больших и малых спортивных объектов. По его словам, спортивный элитный клуб отличается и строительными возможностями, и используемыми технологиями. Простое здание могут построить все, заасфальтировать парковку и открытую площадку. Тренажерный зал, по мнению Александра Мартынюка, - это недостаточная мотивация для того, чтобы специально выделять время и ехать в спортивный клуб. А вот теннисный корт - крытый, отапливаемый и вентилируемый, с хорошим освещением и покрытием - это не все могут предложить, но это как раз та услуга, ради которой можно ехать в клуб, считает эксперт.

Между тем сейчас многие строители спортивных сооружений, работающие на заказ операторов рынка фитнес услуг или сами являющиеся таковыми и имеющие девелоперское подразделение в структуре своего бизнеса, сбавили обороты. Это направление во многом перекликается с общими тенденциями рынка недвижимости. Пока игрокам рынка спортивных услуг остается думать, каким образом укрепить свои позиции, и надеяться, что в кризис украинцы начнут искать утешения в бассейнах и на тренажерах.         

Автор: ДАРИЯ ИСАКОВА

Читать далее...