ico Спробуйте новий дизайн сайту!

Дмитрий Екимов: «Операционный бизнес, такой как Sport Life, прибыльнее, чем бизнес недвижимости»

Среда, 2 Сентябрь, 2009
Эксперты утверждают, что сложная экономическая ситуация на рынке недвижимости заставила игроков пересмотреть приоритеты – теперь в цене площади не в их количественном проявлении, а в качественном. После снижения цен на квадратные метры фактически во всех объектах – и жилых, и офисных, и торговых – именно проекты с удобным месторасположением и продуманной концепцией оказались востребованными и, таким образом, получили шанс достойно выдержать испытание кризисом.Один из якорей современных объектов, причем почти любого целевого назначения (кроме, разве что, складского) – спортивный клуб. Это обязательный элемент бизнес центра класса А и жилого дома класса бизнес и элит, а также выгодная инфраструктурная составляющая торгового комплекса. В то же время, далеко не везде такие клубы присутствуют, и причин тому на поверхности две. Первая – недавний «дутый» дефицит площадей, позволявший совершенно безосновательно приписывать высокую «звездность» объектам только за то, что они находятся в центре города. Вторая – скудный выбор операторов, готовых грамотно организовать спортклуб внутри готового сооружения и развернуть фитнес бизнес. По крайней мере, как утверждает основатель группы компаний Sport Life Дмитрий Екимов, с 2005 года, когда он пришел на киевский рынок со своей сетью, конкурентов у него так и не появилось.

РТ: Можно предположить, что в Украине бизнес фитнес клубов не развивался, по-скольку особого спроса нет? Ведь даже в бизнес-центре «Парус», где расположен офис Sport Life, нет помещения для занятия спортом…

Д. Е.: Объективно оценивая ситуацию, это здание не очень удобно для бизнеса с точки зрения отсутствия инфраструктуры. Поэтому «Парус» – весьма условный бизнес-центр класса А. Когда мы сюда заезжали, здесь предусматривался элитный ресторан, фитнес центр… Но рынок был таким, каким он был. И я понимаю владельцев этого бизнес-центра: если у меня есть выбор – сдать офис за $100/кв. м в месяц сейчас, либо, оценивая выгоду в перспективе, занять эти площади под фитнес клуб по $10/кв. м, то я остановлюсь на первом варианте, и буду зарабатывать деньги сегодня, потому что мне их несут.

РТ: Но, как показало время, это была неправильная позиция, и в результате многие компании уже съехали из «Паруса», сменив дорогие и, как Вы сказали, неудобные для ведения бизнеса площади, на более дешевые. Кстати, Sport Life не рассматривает вариант переезда?

Д. Е.: Мы много денег вложили в ремонт и обидно их терять. Но, с другой стороны, если купил пистолет, то вовсе не обязательно из него стреляться. Правильно?

РТ: Безусловно. Но я все же вернусь к вопросу: не связан ли дефицит фитнес клубов с отсутствием спроса на эти услуги?

Д. Е.: Скорее наоборот. В Киеве фитнесом занимается мало людей, потому что нет клубов, и именно сетевых. Мы посчитали, что около 2% населения столицы (это порядка 60–80 тыс. человек) сейчас готовы заниматься спортом, если бы такое предложение было рядом. Для сравнения, в Санкт-Петербурге это от 4–5 %, в Москве – до 7 %. И эти цифры растут…

РТ: Так в чем же причина? Почему этот рынок в Украине так слабо развивается?

Д.Е.: Дело в том, что бизнес спортклубов – сетевой. Один или два спортклуба – нерентабельны. Когда мы планируем новый объект, то предусматриваем его как часть сети. Он должен быть уникален: либо там находятся большие бассейны, либо – футбольные поля, либо – скалодромы... То есть не весь сервис собран в одном комплексе, как, скажем, в «Пятом Элементе», на 20 тыс. кв. м, а разбросан по городу. В этом идеология сети. Кроме того, бизнес спортклубов – очень капиталоемкий. Когда готово помещение, я вкладываю как минимум $2–2,5 млн, чтобы сделать из него фитнес клуб. Поэтому мы сейчас не видим никого из профессиональных игроков, желающих зайти на этот рынок, следовательно, нет и всплеска предложений.

РТ: По сравнению с докризисным периодом, снизилась ли посещаемость клубов?

Д. Е.: Наоборот, посещаемость клиентов, уже купивших карты год и полгода назад, увеличилась. Но продажи абонементов, безусловно, упали.

РТ: То есть прослеживается тенденция, что в следующем году клиентов станет меньше?

Д. Е.: Это вопрос грамотной тарифной политики. Если человек пришел в спортклуб и ему понравилось, то он купит абонемент еще раз. Сейчас наша средневзвешенная карта стоит $600 на год. Это примерно $50 в месяц. Как правило, человек посещает клуб три раза в неделю, следовательно, одно посещение обходится в 40–50 гривен – это сопоставимо с походом в кино и другими формами развлечения.

РТ: Вы как-то говорили, что снизили стоимость абонементов на 25–30 %, еще планируется понижение?

Д. Е.: Пока нет. Продажи абонементов, с учетом того, что на дворе лето, идут достаточно активно. В кризисные времена денег на все не хватает, поэтому люди выставляют приоритеты: по-видимому, на сегодняшний день в Киеве и Украине в целом мы попали в категорию выше водки и пива, люди сделали выбор в пользу спортивного и здорового отдыха. Соответственно, у нас дела идут хорошо.

РТ: Вы предпочитаете арендовать помещения под спорткомплексы. Не выгоднее ли купить и не платить за аренду?

Д. Е.: Если ты начинаешь заниматься бизнесом в собственном помещении, никогда не увидишь его реальную эффективность: думаешь, что зарабатываешь, а на самом деле сам себе выплачиваешь арендную плату. Суть бизнеса недвижимости заключается вот в чем: построил, сдал в аренду, и десять человек управляют 10 тыс. м. Бизнес Sport Life предполагает, что на 5 тыс. м работают 700 человек, а в десяти клубах – 6–7 тыс. Это принципиально разные бизнес-модели с принципиально разными возвратами. Во времена, когда развитие происходит в соответствии с экономическими законами, операционный бизнес, такой как Sport Life, доходнее, чем бизнес недвижимости. Я владею недвижимостью в Санкт Петербурге, и меня, как арендодателя, устраивает доходность 12–15 %, потому что капиталовложения в этот бизнес относительно невысокие и дело спокойное, поскольку небольшой штат сотрудников и постоянный арендатор. В бизнесе спортклубов гораздо больше проблем, больше штат сотрудников, но и выше доходность. В Санкт-Петербурге у меня есть сеть суши-баров «Евразия», некоторые из них находятся в принадлежащих мне объектах. Если правильно посчитать доходность, то она в этих ресторанах меньше, чем в тех, которые арендуют площади в других зданиях.

РТ: Какой сейчас уровень арендных ставок для спортклубов?

Д. Е.: Если объективно, то насколько он был год назад завышенным, настолько сейчас занижен и продолжает падать. Я могу найти площади по $3 за кв.м. в месяц, но после кризиса арендодатель потребует повысить ставку. Поэтому наша задача – не арендовать максимально дешево, а договориться о средневзвешенной цене, но на все следующие 15 лет. В Санкт-Петербурге такая ставка примерно $14 за кв. м, в Киеве – порядка $12 за кв. м в месяц. Когда заключается 15-летний контракт, нельзя перегнуть палку – ты партнер со своим арендодателем, и мы должны друг другу помогать и в лучшие и худшие времена.

РТ: На каком этапе Вы пришли к выводу, что надо заключать долгосрочный договор?

Д. Е.: Все клубы – от западно-европейских до российских, заключают 15–20-летние контракты. Мы продаем абонемент на год вперед. Из года в год строим клиентскую базу. Соответственно, выход фитнес клуба из помещения настолько неадекватен, что на моей памяти такого ни разу не было. Представьте, что делать с 5–10–15 тысячами человек, купивших абонементы? Процесс ухода фитнес клуба очень болезненный!.. Причем для арендодателя тоже. Ведь фитнес – достаточно специфический бизнес: под него в помещении минимум инфраструктуры – нет лифтов, эскалаторов, подвесных потолков… Перепрофилировать это помещение во что-то другое – это капиталовложения, сравнимые с постройкой нового здания. Поэтому на длине контрактов настаивает арендодатель: если он адаптирует помещение под наши стандарты, то хочет понимать, что арендатор там будет находиться следующие 15–20 лет.

РТ: Как разрешилась ситуация на Харьковском массиве, где спортклуб не открылся из-за того, что девелопер не сдал объект в срок? Ведь там уже были проданы абонементы?

Д. Е.: Пришлось вернуть людям деньги и предоставить абонементы в другие клубы. Я понимаю, что рано или поздно у меня будет клуб в том районе, и я не хочу порочить свое имя и компрометировать Sport Life. Конечно, я не компенсирую свои расходы на рекламу и штат сотрудников, несмотря на то, что в контракте мы предусматривали штрафные санкции размером в $500 тыс. за нарушение графика, но компания-застройщик – банкрот. В нынешней ситуации мы тщательно подходим к выбору партнеров. На самом деле, мы потратили два-три года в Украине, чтобы убедить девелоперов, что размещать фитнес центры в объектах выгодно.

РТ: Чем мотивировали?

Д. Е.: Фитнес клуб – как продуктовый магазин, боулинг, кинотеатр – это якорь. Раньше торговый центр Plazma на Петровке все знали как Sport Life. Наш рекламный бюджет по тем временам составлял $50 тыс. в месяц – это примерно 150–200 бигбордов. А рекламный бюджет «Домотехники», которая там размещалась, $2 тыс. в месяц. Сейчас мы рекламируемся с жилым комплексом «Триумф» компании «Т.М.М.», люди стали звонить в эту компанию. Разместим бигборд совместно с БЦ Horizon Park, – уверен, повысится интерес к бизнес-центру. Мы обеспечиваем объекту постоянное медиаприсутствие, фактически, раскручиваем его. Если внимательно посмотреть на ТЦ Plazma – 80% товаров там спортивного направления: спортодежда, товары, обувь. Все операторы пришли туда, чтобы жить на нашем потоке. Правда, с офисным центром такого сказать нельзя: в этом случае мы обеспечиваем его инфраструктуру.

РТ: Вы заявляли о планах выхода в регионы: когда намерены осуществить их и почему не нацелены сначала завершить освоение Киева?

Д. Е.: Мои люди уже побывали в Полтаве, Житомире, направляются в Донецк. Безусловно, сначала мы хотели открыть все клубы в столице, затем двигаться в регионы. Но сейчас сложилась интересная ситуация: в результате бума построены объекты типа ТРЦ «Киев» в Полтаве или «Глобал UA» в Житомире, площадью около 50–70 тыс. кв. м, на города с населением  300 тыс. человек. Практически, эти объекты останутся единственными точками ретейла на следующие много-много лет. Поскольку предоставлена возможность выйти в регионы, и у нас достаточно собственного капитала, чтобы одновременно запустить ряд клубов, мы постараемся это сделать. В то же время заполняемость этих градообразующих ТЦ настолько слаба, что мы можем стать взаимовыгодными.

РТ: Вы строите за собственные деньги или пользуетесь кредитами?

Д. Е.: Только за собственные. У Sport Life нет ни одного кредита. Потому что кредит за вменяемую ставку получить здесь невозможно, а платить 18% годовых я не готов. Кроме того, это операционный бизнес, а он плохо кредитуется. Он хорошо кредитуется только тогда, когда уже построен. Но я не вижу, насколько это целесообразно. Операционная маржа такого бизнеса, как фитнес, – 20–25%, как я могу при этом платить 18% кредитной ставки?

РТ: Вы уже говорили, что в Украине у вас конкурентов нет, а в России?

Д. Е.: В России уже определились национальные операторы: World Class, «Планета Фитнес», Fitness House – они в свое время оказались более капитализированы, поэтому у них 50–70 клубов по стране. Есть региональные операторы, которыми является Sport Life – у нас 11 клубов в Санкт-Петербурге. Если смотреть на доли рынка, то в этом городе, где достаточно высока конкуренция в этом бизнесе, у нас 15–20%. В России идеология другая: когда девелопер проектирует микрорайон, в нем уже заложен ТЦ, фитнес клуб. По окончании строительства объект выставляется на тендер, соответственно, операторы спортклубов оценивают, как объект «укладывается» в их сетку. Если подошел, то стоит задача – установить тренажеры, подключить оборудование и продавать абонементы. В Украине же пока приходится заниматься всем, начиная со строительства…

Читать далее...