"Sport Life" набирает мышечную массу
Когда сеть только начинала развиваться в Украине, владельцам бренда
приходилось заменять термин «пилатес» на «аэробику», чтобы клубы не
пустовали. Основатель группы признается, что так приходится делать и по
сей день. «Сегодня, конечно, уже многие знают, что такое пилатес. Но мы
все равно не спешим использовать в рекламных сообщениях
узкоспециализированные термины, предпочитая просто написать «200 видов
аэробики». Такое сообщение будет понятно 100% увидевших его», -
говорит Дмитрий Екимов, основатель группы компаний «Sport Life».
Незнание потребителем терминологии – не единственная проблема сети,
есть вещи и посерьезнее, такие как отсутствие, на рынке
профессиональных девелоперов в области спортивных объектов,
некультурные клиенты, на которых жалуются остальные посетители и
высокий спрос на услугу, который зачастую приводит к переполнению
клубов.
До появления «Sport Life» в Киеве существовало всего 2
формата центров. Первый - фитнес клубы премиум сегмента с очень высокой
стоимостью абонементов, второй - дешевые «качалки» и спортзалы в
полуподвальных помещениях, посещение которых можно было оплачивать и
помесячно и поденно. «Sport life» решил предложить рынку совершенно
новый формат, во-первых, сеть клубов, во-вторых, охватить все ценовые
категории. В сети можно купить клубную карту премиум или бизнес. Кроме
того, есть дневные, утренние и карты выходного дня, которые стоят
практически в 2 раза дешевле. «Мы очень активно продвигаем эти продукты
для того, чтобы регулировать трафик и разгрузить клуб в часы-пик, -
рассказывает Дмитрий Екимов, - хотя особых проблем с этим нет – никто
не стоит в очереди на тренажеры и не толпится в коридорах, а людей в
час-пик много везде, и в ресторанах и в метро».
Людей много и далеко
не все они умеют вести себя в клубах. Это долгое время было еще одной
проблемой сети – посетители жаловались на других членов клуба из-за
брошенного не там грязного полотенца или из-за того, что мужчины вовсе
ходят без него в общую баню. Боролись с этими проблемами старым
советским способом – агитацией, плакатами, которые развешивались в
центрах и объясняли в шутливой форме, как и что делать и чего делать не
желательно.
Когда недвижимость подешевела, мы не стали снижать цены на услуги»
Все
началось с клуба «Sport Life» в ТЦ «Плазма» на Петровке. Место
расположения выбирали не долго, потому что модель компании изначально
предполагала сетевой бизнес, который будет покрывать весь город. Такой
подход – стандартный в США, где и была заимствована бизнес-модель. От
этого выигрывают и потребители и владельцы. Первые имеют возможность по
одной клубной карте заниматься в разных частях города, например в
будние дни – в центре после работы, в выходные в спальном районе возле
дома. Владельцы же бизнеса признаются, что выигрывают в цене при
закупке оборудования и аксессуаров, за счет скидок как оптовый
покупатель.
Несмотря на то, что спорткомплекс лучше располагать при каком-то
центре или в жилом комплексе, «Sport Life» на Протасовом Яру, который
владельцы сети планируют открыть в течение месяца, был построен
отдельно.
«С торговым центром на Петровке нам повезло, когда мы
стали вести переговоры об аренде, здание только проектировалось и мы
успели внести все необходимые для такого объекта, как спорт-клуб,
замечания и пожелания, - рассказывает Дмитрий Екимов, - а вообще
арендовать любую площадь в любом комплексе невозможно, есть масса
нюансов, например, такие как высота потолков, кондиционирование и
наличие мокрой зоны, которые необходимо учитывать при проектировке»
С этим при открытии первого клуба повезло, но была другая проблема – неоправданно высокая цена аренды – первый клуб как раз открывался в 2007 году, когда стоимость аренды 1 кв.м. могла достигать 100 долларов. Как рассказали в «Sport Life» тогда ситуация была такой, что идти на уступки в переговорах арендодатели не хотели. Даже не смотря на то, что такой объект помимо занимаемой площади в 5-6 тысяч квадратных метров, становился еще и якорным арендатором. Что касается формирования стоимости абонементов, или как правильнее говорить – клубных карт, то со стабилизацией рынка недвижимости и снижением цен, компания просто получила больше возможностей для развития и инвестиций, на конечной стоимости услуги это никак не отразилось.
Украинский рынок пуст и конкуренты будут не скоро.
Сейчас у
владельца бизнеса в планах открытие еще 4-х клубов в Киеве до конца
года, общая сумма инвестиций, в которые составит около 30 млн.
долларов. Бизнес модель «Sport Life» предполагает только абонементную
систему, при которой можно купить только годовую карту. Несмотря на
то, что многие потребители не привыкли к такой системе и не всегда
готовы выложить сразу 5 тысяч гривен, проблем с посетителями нет, а в
часы пик клубы переполнены.
Причины, по словам Дмитрия Екимова
проста – в Украине не было подобного формата клубов, в которых люди
фактически покупают членство, а это не просто занятие спортом, а уже и
определенная среда, новые знакомства, общение по интересам и т.п. «Наш
рынок спортивно-оздоровительных клубов развивается аналогично рынку
Санкт-Петербурга, могу сказать что, там например, работает 5
операторов, у каждого из которых более 10 клубов, и проблем с клиентами
у них нет, - говорит основатель группы, - через пять лет думаю такая
ситуация может быть и у нас».
Американский формат клубов был заимствован не полностью, некоторые
вещи «придумывались» уже его создателем. Например, центры проектируются
так, чтобы у каждого была некая особенность или изюминка. В клубе на
Протасовом Яру – это корты для игры в сквош, на Петровке есть зал для
мини футбола, на Печерске - видовой бассейн с особой системой очистки и
озонированием воды.
Чтобы спроектировать центр, нам пришлось создать девелоперскую компанию.
Группа компаний «Sport Life» сегодня – это не только спортивно-оздоровительные центры и сеть суши-ресторанов «Евразия». В составе группы еще и девелоперская компания, которая специализируется на спортивных объектах. «В Украине просто нет девелоперов, которые могут спроектировать спортивный объект, потому нам пришлось создать компанию «Sport Life Development», - утверждает Дмитрий Екимов, - пока 75% заказов - внутренние, но отрасль развивается и мы предполагаем, что соотношение внешних заказов и внутренних очень скоро будет 50/50».
Сейчас в компании «Sport Life» на этапе проектирования находится 10 клубов, 2 – в Киеве и в Кривом Роге – готовятся к открытию в течение месяца. В целом в этом году в планы Екимова входит расширить сеть до 6 клубов по Украине.