ico Спробуйте новий дизайн сайту!

Построение в Украине сети фитнес клубов по западному образцу оказалось успешным бизнес-проектом

Понедельник, 4 Октябрь, 2010
В интервью еженедельнику КОНТРАКТЫ собственник и основатель Группы Компаний Sport Life Дмитрий Екимов рассказал о своём бизнесе в текущий момент;В интервью еженедельнику КОНТРАКТЫ собственник и основатель Группы Компаний Sport Life Дмитрий Екимов рассказал о том, что:

1) Через два года в Украине фитнесом будет заниматься 4-5% населения
2) Одиночный фитнес клуб проигрывает сети по всем показателям. Поэтому на западе фитнес – исключительно сетевой бизнес
3) До 2012 года собственники ГК Sport Life инвестируют в развитие сети от $40 до $100 млн.

Сеть фитнес клубов Sport Life – не первый ваш бизнес, есть опыт в телекоммуникационной сфере, в ресторанном бизнесе. Чем он отличается от других с точки зрения управления, личного интереса?
- С другими бизнесами его сложно сравнивать, поскольку это операционный бизнес. Мы продаем людям здоровье и положительные эмоции, то есть работаем в сфере сервиса. И в этом похожи на гостиничный бизнес. Чем пятизвездочная гостиница отличается от трехзвездочной - в первую очередь персоналом, который всегда на своем месте. Когда нужно, умеет быть незаметным, когда нужно – упреждать любое пожелание клиента. Наша цель – воспитать именно такой персонал. И это, учитывая реалии, непросто. К примеру, найти уборщика в раздевалку, который не будет завидовать клиентам. Или найти тренера по фитнесу, который не только создал себе красивое тело и знает как помочь в этом другим, но и делает это с радостью, легко идет на контакт. Подбор персонала усложняется тем, что до недавнего времени не существовало каких-то традиций или школ, какие есть при подготовке, к примеру, официантов, барменов или горничных.
Я рад, что развивая этот бизнес, приношу пользу обществу, создаю моду на здоровый образ жизни. Впрочем, с не меньшим интересом я мог бы развивать и другие бизнесы, к примеру, в сельском хозяйстве или металлургии. Сеть фитнес клубов строю потому что вижу большой потенциал этого рынка и обладаю навыками и ресурсами для построения эффективного бизнеса.

Какая цель вашего бизнеса? Планируете ли добиться высокой капитализации и продать? Или же вас вполне устраивает жить на дивиденды и заниматься любимым делом – развитием проекта?
- Рынок идет в сторону глобализации. Поэтому среди долгосрочных целей есть IPO или продажа бизнеса глобальным сетям. Впрочем, нельзя сказать, что мы создаем бизнес на продажу.

… но заявлять, что и через 5 лет будете развивать сеть Sport Life, не будете?
- Мы очень гибки в операционном плане и будет принимать решения исходя из ситуации. Одна из причин этого – довольно высокая степень финансовой свободы. Я один из собственников сети ресторанов «Евразия», в которую входит порядка 100 заведений в Питере и 5 в Киеве. Этот бизнес не планируется продавать, это источник средств. Sport Life может как стать таким же, так и быть проданным. Но сегодня речь об этом не идет. В ближайшие годы есть задача построить максимальное количество клубов и проводить мощные рекламные кампании, которые создадут моду на здоровый образ жизни и занятия фитнесом.

А насколько фитнес привлекателен как бизнес? Когда окупятся ваши первые клубы в Киеве?
- Не могу назвать конкретные цифры. Скажу лишь, что при открытии мы рассчитывали окупить инвестиции за 4-5 лет. Сегодня финансовые результаты нашего первого клуба на Петровке, который мы открыли в 2007 году, просто отличные и добавляют уверенности в перспективности бизнеса всем инвесторам.

В чем секрет хороших финансовых результатов фитнес клуба?
- Два главных принципа. Первый – работа на создание денежного потока. Это и привлечение новых клиентов на основную услугу – фитнес, и продажа клиентам внутренних, дополнительных услуг – того, что может заметно повысить их удовлетворенность от посещения клуба. Это может быть посещение бассейна после тренажерного зала или же сеанс в SPA. Второй – минимизация издержек. Прежде всего, это экономия на масштабах – закупая оборудование и материалы для сети, мы получаем скидки. Далее – строгий контроль затрат. В этом бизнесе много текущих расходов, которые могут в разы увеличивать затратную часть бюджета. И их нужно тщательно контролировать. Простой пример. При строительстве можно купить плитку за $50 за м. кв., а можно и за $150. 99% клиентов визуально разницы не заметят, а вот чтобы окупить второй вариант, пришлось бы значительно повышать цены. А люди не готовы платить за интерьерные излишества. Им важно качество тренажеров, чистота, вежливый и понимающий персонал.

Несетевой фитнес центр, во всем аналогичный вашим по формату, может иметь высокие финансовые показатели?
- Это практически невыполнимая задача. Бизнес фитнес клубов сетевой. Одиночный клуб проигрывает сети практически по всем показателям и в конечном итоге проигрывает конкурентную борьбу. У несетевого клуба выше затраты на материалы и оборудование. Также у такого клуба меньше ассортимент услуг. К примеру, мы каждый новый объект планируем как часть сети и в чем-то делаем уникальным: с большими бассейнами, или футбольным полем, или скалодромом, или залами для игры в сквош... В итоге, нашим клиентам в его «обычном» клубе доступны базовые услуги, а если он захочет, к примеру, поиграть в футбол или полазить «по скалам», он может без излишних затрат получить эту услугу в другом клубе сети. А по мере возникновения новых потребностей у клиентов, мы добавляем новые сервисы в новых клубах. Далее, одиночному клубу тяжелее искать клиентов. Его потолок – десяток бигбордов в округе, сайт и раздача листовок. Мы же рекламируемся на телевидении. Хотя есть у отдельного клуба и плюсы. У него меньше операционных расходов, меньше затраты на управленцев высшего звена. Но этот плюс малозаметен на фоне минусов.

А что показывает зарубежный опыт? К примеру, какая доля рынка фитнеса приходится на сетевых игроков в США?
- Там работают исключительно сети. Отдельные фитнес клубы – это исключения. Это элитные клубы в знаковых местах, например, какой-то пятизвездочной гостинице.

Первый фитнес центр в Украине открыли в 2007 году. Планы по развитию, которые были на то время, удалось выдержать?
- Удалось. Сегодня у нас открыто 3 клуба в Киеве и один в Кривом Роге, до конца года также откроем клуб на Троещине. В нашей сети занимается более 30 тыс человек.

Как повлиял кризис на развитие сети?
- Положительно, как это ни странно. С одной стороны, упала платежеспособность населения, снизились продажи корпоративных карт. С другой, недвижимость стала дешевле, снизились арендные ставки, начал развиваться рынок ТРЦ и БЦ. Для нашего бизнеса стало позитивным фактором – у нас появилось много интересных предложений с достойными объектами. Владельцы ТРЦ и БЦ осознали, что фитнес клуб – это «якорный» арендатор, который обеспечивает минимум 15 тыс человек, которые изо дня в день проходят мимо витрин.

Каковы планы по развитию сети на ближайшие годы?
- К 2012 году построить 15 фитнес клубов в Киеве, каждый из которых на площади в 3-5 тыс м. кв готов принимать 15-20 тыс посетителей ежедневно. Три уже есть, шесть – строятся, о строительстве еще шести примем решение в ближайшее время. Работаем над проектом строительства клубов формата «экспресс» в спальных районах столицы и других городов. Этот формат предполагает предоставление базовых услуг по месту жительства и требует площади до 3 тыс. кв. м. В случае запуска этого проекта, таких клубов построим около 30 по всей Украине. Интересуют города-миллионники, особенно Харьков, Донецк, Днепропетровск.

Последний год вы не раз упоминали о перспективах франчайзинговой схемы развития сети. Есть ли уже результаты?
- Клуб в Кривом Роге – партнерский клуб. К этому проекту мы присоединились на этапе проектирования. Результат – заметно возросшая бизнес эффективность проекта и реальное подтверждение выгодности франчайзинговой схемы для всех участников. Сегодня мы ведем переговоры и наша цель – донести до всех потенциальных партнеров, что мы работаем открыто и по каждому проекту ищем оптимальные условия для всех участников. Как правило, отдать нам в аренду помещение или войти в долю при создании проекта выгоднее, чем создавать все с нуля самому. Фитнес – не такой простой бизнес, как кажется на первый взгляд. Нужно знать, где и что покупать, как привлечь клиентов, как готовить персонал, как решать сотни вопросов, которые неизбежно появляются у любого работающего клуба.

Сколько уже инвестировали в развитие сети и сколько планируете инвестировать в ближайшие годы?
- В действующие клубы инвестировали около $20 млн, в новые до 2012 года инвестируем более $40. Если же примем решение активно строить клубы в формате «экспресс», эта сумма может превысить $100 млн.

Какой источник инвестиций?
- Есть группа инвесторов. Кредиты мы никогда не привлекали – брать средства под 25% годовых слишком дорого. Впрочем, мы всегда готовы рассмотреть любое разумное предложение.

Появятся ли в ближайшие годы другие проекты, подобные вашему?
- Сомневаюсь, поскольку каких-то реальных подвижек на рынке я не вижу. Если говорить гипотетически, то появление конкурентов вполне реально: рынок не насыщен, финансовые группы имеют необходимые средства. Останавливает их, скорее всего, только понимание, что классический бизнес имеет более высокую рентабельность.

А в условиях ужесточения конкуренции, вы измените ценовую политику?
- Мы оперативно реагируем на все изменения рынка. Впрочем, утверждать, что цены снизятся, было бы некорректно. Есть объективные факторы, которые формируют цену. Вряд ли кто-то захочет заложить в проект окупаемость в течение 7-8 лет…

Как быстро насыщается рынок?
- Процентный показатель людей, которые занимаются фитнесом у нас в стране, плачевный - всего 2%. В Америке, например, 12%. В то же время спортом хотят заниматься не только обеспеченные граждане, но и те, у которых доход средний и ниже среднего. Наша задача и состоит в том, чтоб дать всем такую возможность. Уверен, через два года в Украине фитнесом будет заниматься 4-5% населения.

Можно ли говорить, что подавляющее большинство тех, кто занимается сегодня в Sport Life пришли к Вам из качалок или элитных центров? То есть, занимались собой и раньше…
- Нет, на самом деле большинство наших клиентов ранее не занимались в других клубах. По крайней мере, в течение года до прихода к нам. Да, эти люди старались следить за своей физической формой, но реальной возможности заниматься, к примеру, в тренажерном зале у них не было. В элитных – не по карману. В качалках – неудобно из-за тесноты или по другим причинам.

Насколько сложно сегодня привлечь в фитнес новых клиентов – тех, кто раньше не занимался своим здоровьем?
- Не так уж и сложно. Общество меняется и все больше на слуху тема здорового образа жизни. Эту модель продвигают в кинематографе. К примеру, в России есть много сериалов, где главные герои занимаются в фитнес клубах. Эту модель рекламируют бренды спортивной одежды, да что там, любая компания старается сделать себе PR на этой теме. Так что нужно говорить о неудовлетворенном предложении на фитнес, а не об отсутствии спроса как такового.

Кто сегодня занимается в фитнес клубах?
- Это самые разные люди. На удивление, классифицировать их по социальному статусу не получается. Да, женщин немного больше половины. Да, больше людей в возрасте 20-30 лет. Но дальше таких определений дело не идет. Если говорить о финансовом состоянии, то заниматься в тренажерном зале можно и за $200 в год. Считаю, нужно очень постараться, чтобы такие вложения в свое здоровье были недоступны. Поэтому характеризовать потенциального клиента любого фитнес клуба можно так. Это люди, которые стремятся самореализоваться и готовы серьезно работать над собой. Кроме того, это люди, которые хотят найти единомышленников и приходят в зал, в том числе, за общением.
Читать далее...