ico Спробуйте новий дизайн сайту!

На чем будут экономить компании в следующем году

Среда, 1 Декабрь, 2010
Бездумная трата бюджетов — непозволительная роскошь для бизнеса. Основной тренд корпоративной бюджетной политики-2011 — максимальная привязка затрат к очевидному экономическому эффекту...

Я знаю, что половина потраченных на рекламу средств — деньги, выброшенные на ветер. Беда в том, что я не знаю, какая именно половина». Сегодня этот некогда популярный в бизнес-среде подход воспринимается как «докризисная роскошь», которую в нынешних условиях компании уже не могут себе позволить. Кризис заставил их начать поиск этой самой выброшенной на ветер половины и более продуманно подходить к расходам. Основная бюджетная тенденция 2011 года — максимальная привязка затрат к очевидному экономическому эффекту. Гибкий подход к рискам Однозначной тенденцией процесса бюджетирования в 2011 году, по мнению , станет более гибкий подход к формированию финансовых потоков. В данном случае интересным представляется опыт некоторых западных компаний, например, Toyota, в которых в условиях кризиса вообще отказались от традиционного бюджетирования и используют систему внебюджетного управления (Beyond Budgeting), базирующуюся на гибких прогнозах, системе сбалансированных показателей и контроле издержек. Гибкость в подходах к бюджетированию считают важной многие игроки рынка, отмечая растущие политические и экономические риски. Именно поэтому в основу бюджета закладываются такие подходы, которые основаны на прогнозах и позволяют быстро «менять бюджетный ландшафт компании».  Например, считают во многих компаниях, такая затратная статья, как сырье и энергоносители, может стать причиной головной боли для корпоративного сектора в целом из-за возможного роста цен. Это один из основных рисков, с которыми могут столкнуться организации в новом году. В перечне основных рисков также числится снижение покупательной способности. «Резкий рост цены на газ и, как следствие, коммунальных платежей в сентябре спровоцировал падение покупательной способности в октябре и перепроизводство. Все это заставляет менять тактику бюджетирования и делать акцент на гибкости принципов планирования», — говорят в компании «Данон-Украина». Здесь среди основных рисков также отмечают валютные риски, вследствие чего в компании провели их оценку и подготовили план по управлению ими. И все же большинство игроков рынка сходятся во мнении, что основной угрозой для бизнеса могут стать возможные негативные последствия принятия Налогового кодекса в его новой редакции. В МТС признаются, что в виду принятия этого законодательного документа компании придется кардинально перестроить организацию работы по налоговому администрированию. «Потребуются дополнительные расходы, связанные с доработками учетной системы. Мы также ожидаем увеличения расходов, связанных с использованием радиочастотного ресурса», — говорит Катерина Данилюк, начальник отдела планирования и бюджетирования «МТС Украина». Среди рисков, с которыми бизнес может столкнуться в следующем году, специалисты называют также валютные риски, которые могут возникнуть вследствие девальвации гривны. Многие обеспокоены политической ситуацией в стране, результатом которой может стать запрет или ограничение экспорта. Борьба за эффективность Опрошенные нами компании сходятся во мнении, что бюджеты на следующий год мало чем будут отличаться от бюджетов этого года. Возможно увеличение расходной части на 8-9%, однако это обусловлено скорее не тем, что компании стали жить на широкую ногу, а увеличением стоимости сырья, энергоресурсов и пр. Говоря о специфике бюджетного процесса некоторые игроки рынка, в частности, представители компании «Данон Украина», бюджетную политику 2011 года называют политикой здравого смысла. В связи с этим борьба за эффективное расходование средств будет едва ли не ключевым фактором при составлении бюджета. Говоря об особенностях бюджетирования на следующий год, в компании «Делойт» поясняют, что до кризиса затратные статьи бюджета многие компании не планировали в деталях. «Как правило, административные и общехозяйственные расходы сливали  в один котел. Сейчас же задумываются над каждой статьей и над возможностями оптимизации таких затрат», — говорит Андрей Степанов, партнер, глава департамента консалтинга компании «Делойт».  Слова эксперта подтверждает и практика бизнеса. «С началом кризиса мы стали больше детализировать статьи расходов при составлении бюджетов. Приведу самый простой пример. У нас есть такая расходная статья, как печатная рекламная продукция. Если раньше мы просто выделяли на эту статью бюджета определенную сумму на год, то сейчас просчитываем, сколько таких буклетов нужно для офиса, сколько для наших подразделений и т.д. Более того, в разные сезоны мы заказываем разное количество подобной продукции. И это также учитывается в бюджете», — рассказывает Андрей Перетяжко, первый вице-президент Группы компаний АХА в Украине. На 14% вырастет фонд заработной платыв украинских компаниях в 2011 году относительно текущего года - «ПрайсуотерхаусКуперс», ежегодное исследование систем вознаграждения и удержания персонала PayWell, проведенное в украинских компаниях в 2010 году Эксперты отмечают, что начиная с конца 2008 года ужесточился контроль эффективности внедренных программ, поскольку большинство компаний стали более тщательно контролировать затраты и проводить анализ, насколько оправданы те или иные из них. Оценка эффективности реализуемых программ во многих компаниях проводится на регулярной основе. Причем речь идет о контроле эффективности по различным направлениям, начиная с персонала и заканчивая производственными процессами. Например, в компании Ferrexpo в 2010 году ввели систему анкетирования сотрудников, прошедших обучение. Сейчас внедряется система оценки персонала по целям МВО (Management by objectives) и компетенциям, а также планируется разработка и внедрение системы профессиональной аттестации инженерно-технических работников. Помимо контроля эффективности персонала, компания намерена уже в 2011 году усилить процедуры контроля основных статей бюджета. Это, в первую очередь, коснется расхода капитальных вложений и текущих затрат на ремонты. «Основная ответственность за выполнение этих статей возлагается на начальников структурных подразделений компании, каждый из которых имеет свой бюджет, — отмечают в компании. — Также мы развиваем собственную программу улучшения бизнеса, которая включает мини-проекты по внедрению новых и оптимизации существующих технологий, направленных на снижение норм расхода сырья и материалов, а самым приоритетным является сокращение расхода энергоресурсов». В то же время многие опрошенные нами компании не исключают некоторый рост расходных статей бюджета на следующий год, однако при условии  достижения большей результативности. В компании «НПП Ариадна», где среди самых затратных статей последних трех лет назвали расходы на приобретение комплектующих и материалов, а также транспортные и маркетинговые расходы, отмечают, что общее увеличение затрат на следующий год сможет составить ориентировочно 30%. По словам Александра Говядина, финансового директора компании «Славутич», последние три года наиболее затратными статьями бюджета компании были сырье, упаковка, производственные расходы, а также бренд- и трейд-маркетинг. При этом, отметил он, в компании уже не первый год идет процесс повышения эффективности — получение того же результата при меньших затратах или получение лучшего результата при их увеличении. Так что говорить о том, что компании намерены жестко «резать» расходные статьи бюджета, не приходится. Все зависит от целей.Что ляжет в основу корпоративного бюджетирования 2011: Детализация бюджетных статей расходов;Внедрение систем контроля эффективности производства/внедряемых проектов; Переход на систему внебюджетного управления, основанного на гибких прогнозах, системе сбалансированных показателей и контроле издержек; Совершенствование систем оценки персонала Затратное качество Будущий год ознаменуется нешуточной борьбой за потребителя. Компании уже ощутили резкое сокращение бизнеса и ужесточение борьбы за существующего клиента. Это стимулирует бизнес улучшать качество продукции и услуг, что подразумевает процесс модернизации производства либо оптимизации бизнес-процессов с целью повышения их эффективности. «Конкуренты заставят постоянно модернизировать и обновлять производство. Поэтому оживление будет наблюдаться в конкурентных отраслях», — уверен Сергей Голов, профессор бизнес-школы МИМ-Киев, д.э.н. К таковым, например, могут относиться строительство, аграрная отрасль, пищепром, автопром, мобильный и банковский секторы. В компании «Агротрейд» это подтверждают, отмечая, что инвестиционный бюджет компании на следующий год достаточно «амбициозен». Здесь планируют реализовать ряд замороженных в связи с кризисом инвестиционных проектов. «Если в предыдущем году вся модернизация и инвестиции выполнялись только за счет собственной прибыли предприятия, то в настоящее время можно рассчитывать на привлечение долгосрочного финансирования», — говорит Елена Ворона, финансовый директор группы «Агротрейд».  На 20% вырастут цены на рекламу в следующем году относительно этого. Однако рекламные бюджеты компаний скорее всего останутся на прежнем уровне за счет оптимизации расходов *По данным ВРК «Славутич» намерен инвестировать в коммерческое и производственное оборудование. А в компании МТС планируют расширять диапазон существующих услуг (например, конвергентные услуги на базе сочетания проводных и беспроводных и инвестировать в развитие новых технологий. В «ВиДи Групп» запланированы инвестиции в достройку и ввод в эксплуатацию современных автоцентров согласно 3S-концепции. Существенную статью бюджета на модернизацию заложил и Platinum Bank. Здесь намереваются инвестировать в высокотехнологичные банкоматы и инфраструктуру карточных продуктов, а также в улучшение программного обеспечения для обслуживания новых продуктов и увеличения количества клиентов. Помимо этого, в банке запланировали статью бюджета на инновации — запуск интернет-банкинга. В компании Ferrexpo отмечают удовлетворительный прогресс в осуществлении проектов развития, работа по которым была приостановлена в октябре 2008 года. После проведения повторной оценки сроков и экономических аспектов выполнения работ совет директоров Ferrexpo plc одобрил капзатраты в сумме $647 млн.  Кадровый рост Эксперты отмечают, что прямым следствием оживления экономики (роста производственных мощностей, разработки и внедрения новых продуктов) станет рост численности персонала. По данным компании «Эрнст энд Янг», в следующем году 32% компаний (принявших участие в общеотраслевом обзоре заработных плат и компенсаций, проводимом в 2010 г.) запланировали увеличение численности сотрудников, 64% намерены количественно не изменять кадровый ресурс, и только в 4% опрошенных компаний запланированы сокращения. Следует отметить, что в прошлом году лишь 22% компаний планировали наем персонала, а 6% — сокращения. Основатель группы компаний Sport Life Дмитрий Екимов рассказал, что его компании потребуется как минимум 500 профессиональных кадров, так как в следующем году планируется запуск девяти новых фитнес клубов. В «НПП Ариадна» также в связи с развитием компании предполагается подбор новых сотрудников в различных направлениях деятельности. В компании «КМ Дисти» (новое название дистрибьюторского подразделения «Квазар Микро») сообщили, что еще в текущем году здесь начали привлекать персонал для развития новых направлений, таких как Value added-дистрибуция. А учитывая перспективные планы, эта тенденция сохранится.  В то же время, считают в компании «ПрайсуотерхаусКуперс», ключевыми направлениями HR-политики останутся управление результативностью, включая оценку персонала, системы мотивации и вознаграждения, а также обучение и повышение квалификации сотрудников. По результатам проводимого «ПрайсуотерхаусКуперс» ежегодного исследования систем вознаграждения и удержания персонала PayWell, в 2010 году закрепились позитивные тенденции в бюджетной политике компаний, и запланированный бюджет в сфере управления человеческим капиталом вырос на 4-11% по сравнению с 2009 годом. В этом году бюджет зарплатного фонда увеличился на 13%, а в 2011-м ожидается его рост до 14%. Рост цен на сырье и электроэнергию в украинских компаниях называют одним из основных бюджетных рисков 2011 года и надеются снизить его за счет роста эффективности производства и жесткого контроля издержек. В «Эрнст энд Янг» утверждают, что отечественный бизнес постепенно возвращается к долгосрочным инвестициям в персонал. Так, если во время кризиса проводились тренинги, ориентированные в основном на бизнес-нужды, то сейчас восстанавливаются зарубежные тренинги и дорогостоящие программы (например, MBA для высшего руководства). «За последние два с половиной года мы впервые ощутили, что компании начали инвестировать в обучение персонала, и нынешний набор на программы PMD «Мини-МВА», «Маркетинг», «Управление финансами» и «Управление персоналом и организационное развитие» превысил докризисные показатели. Слушатели этих программ - 34-35- летние менеджеры, которые обучаются в том числе и за счет своих работодателей», — рассказывает Юрий Мартынюк, вице-президент Международного Института Менеджмента (МИМ). Согласно исследованию «Эрнст энд Янг», 20% участников общеотраслевого обзора запланировали внедрение программ долгосрочного стимулирования, и планы в основном касаются высшего и руководства, а также выделенной группы ключевых сотрудников. При этом 5% компаний — участниц обзора планируют в будущем году предоставлять негосударственное пенсионное обеспечение.      Рекламная стабильность Рост цен  на рекламу, по прогнозам, составит около 20%, однако рекламные бюджеты многих компаний останутся практически неизменными. Особенно, если речь идет о компаниях, в планы которых не входит захват новых ниш и привлечение новых клиентов. В компании «Агротрейд», например, на рекламу хотят потратить столько же, сколько и в прошлом году. В компании «Новая Линия» также отметили, что увеличение затрат на маркетинг не предполагается. Аналогичная ситуация и в Группе компаний АХА в Украине, где вместо увеличения маркетингового бюджета планируют его перераспределение с целью достижения большей эффективности. «Раньше мы прибегали к услугам PR-агентства, а сейчас обзавелись собственной PR-службой, что обходится нам в меньшую сумму», — рассказывает Андрей Перетяжко. Впрочем, компания компании рознь. Игроки, запланировавшие агрессивный захват доли рынка, не намерены экономить на рекламе. Например, в Platinum Bank намереваются увеличить маркетинговый бюджет более чем в три раза, а в компании SportLife — минимум в пять раз.  Стратегия захвата рынка в данный период является очень грамотной, поскольку на посткризисном этапе это обойдется компаниям значительно дешевле, нежели в период роста. Так что подобный подход к развитию бизнеса в разрезе затрат можно назвать оптимальным.

Читать далее...