ico Спробуйте новий дизайн сайту!

Один в фитнес клубе не воин

Среда, 4 Апрель, 2012
Дмитрий Екимов, основатель группы компаний Sport Life, рассказал журналисту «АиФ», почему, на его взгляд, через год половина столичных фитнес клубов закроется и зачем «Газпром» развивает сеть спортивных комплексов.

Для пользы каждого

- «Газпром» активно развивает социальную программу в России по строительству спортивных комплексов. В Украине есть подобные проекты?

- Да, я наблюдаю за динамикой развития этого проекта у наших соседей. Только в Санкт-Петербурге функционирует около пяти газпромовских фитнес клубов и более 50-ти было построено на территории всей страны под эгидой «Единой России». Я считаю, что это очень правильные ставки и удачный ход. Строительство фитнес клубов – это, прежде всего, удачная площадка для пропаганды здорового образа жизни, что очень важно сегодня, когда мы боремся за здоровую нацию. Второй важный момент: новые спортивные комплексы значительно увеличивают лояльность населения, потому что являются массовыми.

Строительство фитнес клуба – это не строительство торгового или развлекательного центра в спальном районе. Это тот объект, от которого будет польза человеку. Так, один клуб посещает около 20 тыс. человек, а общая контактная аудитория клуба - около 100 тыс. человек. Следовательно, локальный медийный охват составляет 400-500 тыс. человек, что приравнивается к населению небольшого города или спального района мегаполиса – элементарная арифметика. К сожалению, у нас в стране подобных проектов пока нет, но я уверен, что это только вопрос времени. Потому как в каждом украинском городе найдется подходящее место для строительства нового спортивного комплекса или здание, которое можно реконструировать под нужные параметры. От этого будут только одни плюсы - лояльность местных жителей и дополнительные средства в бюджет от сдачи помещений в аренду операторам бизнеса.

- Но будет ли спрос на фитнес клубы? Сейчас кризис, и многие украинцы просто не могут позволить себе здоровый образ жизни.

- Это не совсем так. Украинский рынок фитнес услуг в целом и столичный рынок в частности еще далеки от насыщения. Так, в Нидерландах и Испании фитнесом занимается 12% населения, в США спортивные залы посещает 20%, в России – 5%. А у нас - только 2%.

Причем процентное соотношение посещения фитнес клубов в России и Украине сделано исходя из показателей городов с населением свыше 250 тыс. жителей.

Количество украинцев, которые желают приобрести клубные карты, постоянно увеличивается. Если говорить о нашей компании, то за последние полтора года мы открыли девять новых фитнес клубов, четыре из которых - в регионах. В феврале мы открыли первый фитнес клуб сети во Львове и уже успели заложить капсулу на месте строительства второго клуба Sport Life. Этот клуб будет очень востребо-ван в городе, поскольку в жилом массиве Сыхов нет ничего подобного, а район сам по себе молодой и густозаселенный. У нас постоянно увеличивается приток клиентов. Однако следует учитывать, что развитие Sport Life не является типичным для рынка в целом. У одиночных игроков фитнес индустрии сейчас ситуация не очень хорошая: от них уходят люди, приходится корректировать ценовую политику в сторону удешевления услуг. Боюсь, будущее их далеко не самое радужное. Уже сейчас многие спортзалы закрылись, и эта тенденция продолжится. По моим прогнозам, половина из оставшихся мелких игроков не продержится и года.

- Но почему? Вы же сами говорите, что количество украинцев, которые хотят вести здоровый образ жизни, только увеличивается.

- Один в поле не воин. Отдельный фитнес клуб не может быть рентабельным ни в какой конфигурации. В сети идет оптимизация расходов за счет оборотов. Например, для нас стирка тех же полотенец или халатов в пересчете за одну единицу обходится дешевле, чем небольшому игроку. Поскольку мы крупный клиент, часто нам предоставляют определенные преференции. Сетевой принцип оптимизации работает везде, вне зависимости от направления бизнеса. Для фитнес индустрии единственным вариантом успешного бизнеса можно считать сеть из минимум 10 больших клубов, которые присутствуют как в столице, так и в регионах. При этом каждый из клубов должен иметь свою «фишку» - футбольное поле, огромный аквакомплекс, сквош корты, банные комплексы и т. п., которые поддерживают постоянный приток новых посетителей. Конечно, построить все эти сервисы можно и под одной крышей, но сразу же возникнет проблема с поиском подходящего помещения. Чтобы создать фитнес клуб, в котором были бы собраны все возможные услуги, понадобится помещение площадью не менее 20 тыс. кв. м – размер среднего ТРЦ. Причем в центре города объект не построишь, потому что все хорошие земельные участки уже давно заняты. Место осталось только где-нибудь на окраине или в спальных районах, а такая география клуба большинству клиентов будет неудобна.

Кроме того, не забывайте, что бизнес фитнес услуг весьма специфический. Просто наличие денег и/или недвижимости ничего не даст. Нельзя просто наладить работу спортзала и затем сосредоточиться только на получении прибыли. Им нужно постоянно заниматься и следить за всеми мелочами: чтобы сотрудники приветливо улыбались, чтобы шкафчики закрывались, чтобы горячая вода была и многое другое. Если какой-то составляющей не будет, то клиент это заметит и в следующий раз уже не придет.

- А ваша компания строит здания под клубы или только покупает помещения в существующих объектах недвижимости?

- Мы не строим и не покупаем, а имеем дело только с долгосрочным арендным сроком. Помещения арендуем в жилых комплексах, торговых и бизнес-центрах.

Спорт - в каждый регион

- Какие у вас планы по развитию сети на ближайшие пару лет?

- До 2014 года планируем открыть около 40 клубов по Киеву и в региональных центрах, причем это будут клубы самых разных форматов – от «экспресс» у дома до «премиум». Мы сейчас активно ведем переговоры по аренде помещений во всех крупных городах страны и закупаем необходимое оборудование. В следующем месяце запускаем клубы в Днепропетровске и Херсоне, также два клуба в столице. Последние – совместные проекты с девелоперской компанией «К.А.Н. Девелопмент» в зданиях их недвижимости - в БЦ «101 Tower» и жилом комплексе Comfort Town.

- Сколько стоит открытие одного клуба?

- Если говорить усредненно, то оптимальная площадь для фитнес клуба в бизнес-сегменте составляет 5 тыс. кв. м. Такой клуб сможет посещать около 10-15 тыс. посетителей в год. Необходимо вложить около 5 млн долл. инвестиций, из которых около 50% уйдет на покупку оборудования, обучение персонала и т. д., и 50% - на ремонт помещения, закупку шкафчиков и пр. Сроки окупаемости такого проекта составляют около пяти лет.

- Вы озвучили достаточно амбициозные планы по развитию. Но сейчас не самое лучшее время для кредитования - слишком высоки ставки. За счет каких средств планируете развивать сеть?

- Мы не привлекаем кредитные средства. Развитие компании идет за счет собственных средств, плюс реинвестирование операционной прибыли.

- Какой сегмент фитнес клубов преобладает в Киеве, а какой не развит?

- Сегодня нужно развивать сегмент для людей со средним уровнем доходов. Фитнес клубов, которые позиционируют себя в премиум-сегменте, в городе достаточно. В нашей сети фитнес клубы работают в четырех форматах: «люкс», «премиум», «бизнес» и «экспресс». При этом у нас есть карты с минимальным набором услуг, по цене от 199 долл. за год, что вполне позволительно для каждого, кто действительно хочет заниматься фитнесом. Уверен, что в ближайшее время рынок будет развиваться за счет среднего сегмента. Это фитнес клубы с тренажерным залом, студиями для групповых занятий, бассейном, плюс дополнительные услуги: солярий, массаж и многое другое.

Подготовила  Оксана ЛАЗЕПКО

Читать далее...