ico Спробуйте новий дизайн сайту!

Мускулистый бизнес

Среда, 26 Сентябрь, 2012
Фитнес-индустрия в Украине переживает настоящий бум. И хотя этот рынок заполнен лишь на 15-20%, благодаря активной экспансии сетевых клубов уже через считанные годы мы сможем догнать Европу и даже США по уровню проникновения и концентрации спорта среди населения.

Еще каких-то пять лет назад у большинства украинцев слово «фитнес-клуб» ассоциировалось в двумя крайностями: душной и тесной «качалкой», забитой потными телами, либо с элитными и закрытыми заведениями, которые предлагали максимальный спектр услуг за баснословные деньги.

Тем не менее, за последние годы рынок фитнеса очень сильно изменился: на нем появилось немалое количество игроков, которые ориентированы на «средний» и «эконом» класс, благодаря чему спорт становится все доступнее для широких масс, а фитнес как бизнес имеет огромный потенциал для своего развития. И объемы этого рынка будут расти на десятки и даже сотни процентов в ближайшие годы.

Своя модель

Несмотря на то, что отечественный сегмент фитнес услуг начал свое становление лет 15-17 назад, он по-прежнему очень перспективен. Одна из его специфических черт заключается в том, что он начал развиваться с клубов так называемого «люкс» или «премиум» сегмента, в то время как в Европе и США все происходило иначе: сначала зародился «пласт» клубов для людей со средним достатком, и лишь после этого появились спорткомплексы высокой ценовой категории.

«Однако, пенять за это Украину нельзя, так как нужно учитывать реалии развития общества. Достаточно вспомнить 90-е годы, которые стали периодом становления постсоветских стран и их экономики, неким этапом «первичного накопления капитала. Именно тогда появилась прослойка очень богатых людей, которые хотели и могли тратить большие деньги на собственное здоровье и физическое развитие. Но, в то же время, львиная доля граждан буквально «выпала» из СССР, и думала не о силе своих мышц и красоте тела, а о том, как обеспечить хотя бы мало-мальски безбедное существование. Сам же «средний» класс зародился гораздо позже, ближе к середине 2000-х, что и обусловило особенность модели развития фитнеса. Тогда появилась возможность делать фитнес для всех и в России, и в Украине, и в других странах бывшей СССР», - говорит основатель сети фитнес-клубов Sport Life, Дмитрий Екимов

Однако, появившийся спрос на качественные услуги в области спорта со стороны обычных, рядовых украинцев требовал и совершенно иной идеологии ведения бизнеса, которая была чужда игрокам, ориентированным в первую очередь на «пухлые» кошельки. Охватить столь массовую категорию клиентов могли лишь клубы, которые предложили бы не только покрытие по всей стране, но и гибкие ценовые условия, лояльность к клиенту, которыми, увы, «премиум-заведения» похвастаться не могли. Это и стало толчком к развитию сетевых клубов, ориентированных на средний класс клиентов. Например, сетевой оператор Sport Life был и остается лидером отрасли. На сегодняшний день в стране работает уже 22 фитнес-клуба. В 2013 году планируется открытие еще 15-ти.

Известный гуру фитнеса в Америке, Майк Хаммиль, говорит, что сегодня Украина напоминает Америку 15-20 лет назад, когда там происходило становление фитнеса. Но такой большой разрыв во времени очень быстро сократится благодаря тому, что есть уже признанные мировые тенденции и бизнес-модели. Важно только иметь четкую стратегию. Посетив Украину, Хаммиль был очень удивлен, что в столице столько красивых людей, а заниматься фитнесом им особо негде.

«Екимов вовремя занял свою нишу, точнее создал ее, когда открыл свои первые три-пять Sport Life. А темпам развития, когда за 10 месяцев открывается 7 фитнес-клубов, которые вне конкуренции, можно позавидовать», - говорит Майк Хаммиль, американський бизнесмен.

«Действительно, если вернуться на 4-5 лет назад, то в то время был выбор либо между «подвальными качалками», или клубами премиум-сегмента, и золотой середины, доступной массам не существовало. Мы смогли преломить эту ситуацию, и фактически за 5 лет построили 75000 кв. метров «фитнеса» по всей стране. Причем, в основном наши клубы с бассейнами, а ведь раньше даже в Киеве было сложно найти нормальный бассейн для плавания, не говоря уже о регионах», - рассказывает Дмитрий Екимов. Более того, как раз кризис 2008-2009 годов стал тем временем, когда клубы эконом- и бизнес-класса развивались очень активно. Этому послужило два ключевых фактора. Во-первых, в виду сложного финансового положения определенное количество людей, которые не хотели терять свою спортивную форму, попросту отказалось от «премиум»-клубов, сделав выбор в пользу более дешевых услуг, которые, к тому же, зачастую были не менее, а даже более качественны.

Во-вторых, в условиях резкого падения производственных отраслей бизнесмены стали искать новые и перспективные варианты для капиталовложений. «Поэтому многие инвесторы, не получив желаемой отдачи от других бизнесов, начали вкладывать в индустрию услуг, в частности в фитнес. Тем более, не смотря на скачек курса, мы день в день платили арендную ставку в долларах», –говорит Дмитрий Екимов.

На первом месте сегодня в бизнесе сетевой формат, по принципу которого работает Sport Life, где клиенты не имеют привязки к конкретному клубу, а ограничены лишь тем набором услуг, который изначально очерчен категорией и типом приобретенной клубной карты. Это – стандарт в мире, например, в Западной Европе, который постепенно становится привычным и в Украине.

Время новых героев

Амбиции сетевых игроков достаточно серьезны: они во многом потеснили «старожилов» этого рынка и не планируют останавливаться на достигнутом. Дело в том, что такие клубы как тот же Sport Life не только смогли предложить качественные и доступные услуги. Сотрудничество с ними выгодно и арендодателям, и застройщикам.

Присутствие спортклубов в жилых комплексах дает застройщикам массу преимуществ и возможностей повысить привлекательность своих объектов, расширить инфраструктуру, предоставить потенциальным жильцам больший диапазон доступных сервисов, сделав атмосферу обитания более комфортной. Ведь главная задача девелопера при строительстве жилого комплекса — продать все квартиры. А так как популярность фитнеса у потребителей за последние годы значительно выросла, клубы позволяют привлечь гораздо большее количество потенциальных покупателей. «Например, стратегия Sport Life заключается в том, что мы никогда не покупаем недвижимость, предпочитая заключать договора на длительный период - от 15 лет. К тому же, мы не можем съехать с насиженного места за одну неделю и исчезнуть в неизвестном направлении, ведь у клиентов есть клубные карты на срок до одного года. Поэтому для застройщиков мы - действительно «золотая жила», - объясняет Дмитрий Екимов.

Тем не менее, украинский рынок фитнеса все еще достаточно узок. Эта ниша заполнена, по мнению экспертов, лишь на 15-20%, и годовой объем рынка «здоровья» составляет около 60-70 млн. долларов, хотя реальная его емкость – в 6-7 раз больше. По этому показателю Украина отстает от России, где оборот в сфере фитнеса, по данным агентства «БестЪ» уже вплотную приблизился к 2 млрд. долларов. Уже не говоря о таких странах как США, где объем этого рынка превышает 13 млрд. долларов. С другой стороны, возможности для роста и развития – колоссальны, особенно учитывая наличие положительного и успешного опыта многих стран, что избавляет Украину от необходимости «изобретать велосипед».

ВРЕЗ: Майк Хамиль - персональный тренер Памелы Андерсон, Арнольда Шварценеггера, Клинта Иствуда и многих других известных людей из киноиндустрии и бизнеса. Он - успешный бизнесмен в развитии фитнеса. На его счету более 200 фитнес клубов в Америке, Канаде, Мексике, которые он «построил» и запустил с нуля.

Читать далее...