ico Спробуйте новий дизайн сайту!

В фитнесе выживает сильнейший

Понедельник, 8 Октябрь, 2012
На рынке фитнес-услуг новички погибают, а выживают лишь сильнейшие. Бизнес фитнеса не так прост, как кажется на первый взгляд.

Врез: Международный опыт

Ситуация, которая сложилась сейчас на рынке фитнес-услуг — парадоксальная. В Украине посещают оздоровительные комплексы только 2% взрослого населения. Для сравнения, в Нидерландах и Испании фитнесом занимается 12% населения, в США спортивные залы посещает 20%, в России – 5%. Другими словами, рынок фитнес-услуг имеет колоссальный потенциал для роста. В тоже время количество игроков, которые могут предоставлять качественные фитнес-услуги весьма ограничено. Например, в Киеве количество спортклубов более 300. Но из них 70% — это клубы, которые находятся в невентилируемых или плохо вентилируемых помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах, оснащенные минимальным набором спортивного инвентаря и т.д. Таким образом, и спрос есть, и предложение ограничено, но и тренажерные залы закрываются. Такой этап развития рынка переживали в свое время многие страны: Польша, Америка, Россия, Италия. Но в Италии фитнес-индустрии в свое время пришло на выручку, и продолжает активно помогать, правительство при помощи дотаций. Власти США тоже не стоят в сторонке и старательно популяризируют здоровый образ жизни среди населения и поддерживают игроков фитнес-индустрии.

В России массовой поддержки и пропаганды фитнес-услуг нет, но зато «Газпром», под эгидой партии «Единой России» активно развивает социальную программу по строительству спортивных комплексов на территории всей РФ.

Врез: Эпоха консолидации

В Украине пропагандировать здоровый образ жизни среди населения игроки рынка вынуждены самостоятельно. И если в США в потребность в занятиях фитнесом устойчивая, сформированная несколькими поколениями клиентов, выросших на фитнесе, то в структуре потребностей украинцев, фитнес находится на 14-16-м местах. Кроме того, наши соотечественники, приобретая клубную карту в фитнес-клуб, не просто хотят получить доступ к тренажерам, но и иметь право на сопутствующие услуги: бассейны, групповые занятия, возможность занятий с индивидуальным тренером и так далее. При этом цена карты в эконом-, бизнес-сегментах должна быть весьма демократичной — около $ 300-500 в год. По словам основателя группы компаний Sport Life Дмитрия Екимова такой цены за клубную карту может достигнуть только сеть фитнес-клубов за счет оптимизации расходов. Например, стирка тех же полотенец или халатов в пересчете за одну единицу обходится сетевикам дешевле, чем небольшому игроку, потому что крупные клиенты, всегда имеют определенные преференции. «Для фитнес-индустрии единственным вариантом успешного бизнеса можно считать сеть из минимум 10 больших клубов, которые присутствуют как в столице, так и в регионах. При этом каждый из клубов должен иметь свою «фишку» - футбольное поле, огромный аквакомплекс, сквош корты, банные комплексы и т. п., которые поддерживают постоянный приток новых посетителей», — замечает Екимов.

Кроме того, «одиночки» сталкивают с банальной проблемой – нехватки качественных помещений. Девелоперы с охотой сотрудничают с сетями, которые могут себе позволить подождать год-полтора до ввода помещения в эксплуатацию, но избегают ненадежных мелких игроков — кто его знает, где «одиночка» будет через год-два? «17 клубов уже открыли и 10 строится сейчас с нуля. Нам ничего не стоит подождать новое здание некоторое время», — говорит Екимов. Он отметил, что многие девелоперские компании на стадии утверждения проекта согласовывают со своими арендаторами, игроками фитнес-услуг, различные нюансы: оптимальную высоту потолков, количество санузлов и пр. У «одиночек» же выбор упирается в существующие помещения. Но самые лучшие уже давно заняли крупные игроки, а оставшиеся имеют неудачные месторасположения и, в большинстве случаев, не подходят для открытия фитнес-клубов. Это что-то вроде арендованных двух-трех залов с тренажерами, что априори не может быть полноценным фитнесом.

По мнению Майка Хаммиля (в прошлом персональный тренер Памелы Андерсон, Арнольда Шварценеггера, Клинта Иствуда и многих других известных людей из киноиндустрии и бизнеса), успешного бизнесмена в развитии фитнеса, на счету которого более 200 фитнес клубов в Америке, Канаде, Мексике, Дмитрию Екимову крупно повезло. «В Украине Sport Life начал развиваться тогда, когда рынок страны был вообще пуст. Было только понимание, как нужно сделать, чтоб было так, как, например в Америке. Это похоже на то когда ты сам устанавливаешь свои правила и по ним же играешь сам. Побывав в Украине, я был удивлен тем, что столько красивых людей, а им фактически негде заниматься фитнесом. Что касается развития клубов по сетевой концепции, то это единственное правильное решение. Поскольку клуб-одиночка – это игрушка, а не часть бизнес-модели. Игрушка не может приносить доход, в нее наоборот, нужно только вкладывать».

Эксперты уверены, что существующие рыночные тенденции будут усугубляться. Мелкие игроки постепенно будут или поглощены, или вытеснены крупными игроками с рынка. Обещанная очередная волна кризиса только усугубить текущую ситуацию. Без поддержки государства выстоять сможет только сетевой бизнес, поскольку он будет до тех пор, пока будет пользоваться спросом. А спрос, как вы понимаете, будет только увеличиваться. Последние полтора года в столице все чаще стали закрываться тренажерные залы и спортивные клубы. В подавляющем большинстве случаев закрываются «одиночки» — небольшие спортивные клубы, так называемые «качалки», расположенные в подвальных и полуподвальных помещениях, оборудованные небольшим количеством тренажеров.

Алевтина Шаповал

Читать далее...