Здоровый бизнес
— Дмитрий, в начале года вы заявляли о грандиозных планах по развитию сети фитнес-клубов «Sport Life». Всего удалось достичь?
— Этот год был для нас достаточно продуктивным. Мы открыли 12 фитнес-клубов, из которых шесть находятся в Киеве и еще шесть в регионах: Львов, Винница, Черновцы, Херсон, Днепропетровск. 1 декабря начал работу фитнес-клуб в Черкассах. Это достаточно уникальный клуб по своим характеристикам: очень удачное месторасположение, два тренажерных зала, три бассейна, в том числе бассейн для грудничкового плавания, а также детские бассейн и клуб, спа-комплекс и пр. Изюминка — собственный пляж.
— Открытие было достаточно торжественным?
— Да. В день открытия в спорткомплексе прошла Первая ежегодная городская спартакиада среди детей, в которой приняли участие более 150 воспитанников черкасских ДЮСШ. Юные спортсмены боролись за кубки по настольному теннису, плаванию, дуатлону и легкой атлетике. В церемонии награждения принимал участие мэр Черкасс Сергей Одарич и президент Федерации Украины по триатлону Андрей Бильда. Потом был концерт на площади возле клуба, фейерверк. А в качестве сюрприза мы подготовили бодибилдинг-шоу с участием лучших тренеров сети «Sport Life».
— Многие операторы рынка пристально следят за развитием сети и пытаются придумать, что же с вами сделать.
— Это же бизнес, конкуренция (смеется). Когда мы пришли на этот рынок, он был практически пуст. Никто не мешал нашим конкурентам развиваться так, как это делаем мы. Сейчас догнать, а тем более перегнать нас - очень сложно. Все самые лучшие помещения в Киеве, которые можно использовать под фитнес-клубы, мы уже застолбили. Можно только договориться с девелопером, чтобы открыть клуб в каком-то жилом комплексе, торговом- или бизнес-центре. Но со всеми крупными девелоперами «Sport Life» уже подписал меморандумы о сотрудничестве. Остаются только небольшие стройкомпании, но при существующей ситуации на рынке недвижимости связываться с ними опасно, потому как нет никакой гарантии, что небольшой игрок сможет завершить строительство своих объектов.
— Но ведь такое активное развитие — это достаточно большие инвестиции, а значит, и банковские кредиты, долговые обязательства...
— Вы ошибаетесь. Развитие сети «Sport Life» происходит за счет собственных средств компании. Ни на один наш фитнес-клуб мы не привлекали банковское кредитование. Просто мы тщательно планируем свой бизнес, ищем новые подходы в развитии. Например, мы первые начали предварительные продажи абонементов. Тогда весь рынок если не смеялся, то воспринял этот шаг с недоумением. Никто не верил, что будут покупаться абонементы в клуб, который еще не открылся. Но время показало, что люди готовы нам верить. Теперь практика предпродажи абонементов встречается повсеместно. Правда, другие игроки рынка воспользовались этой доверчивостью людей и обманули их.
— Вы сейчас намекаете на тех, кто закрыл свои клубы?
— Да, представьте, какой это удар по репутации фитнес-индустрии?! Мы несколько лет воспитывали потребителей, доказывали, что мы заслуживаем доверия, а кто-то этим воспользовался. Именно ради репутации индустрии в целом мы взяли в аренду один из закрывшихся фитнес-клубов и выдали 1,5 тыс. абонементов бесплатно теперь уже в «Sport Life» . Для нас это стало определенной социальной нагрузкой и означало затраты в размере $1 млн, которые разделил с нами пополам арендодатель помещения — ООО «Киевская жилищно-строительная компания» (входит в ХК «Киевгорстрой». — Прим. ред.). Несмотря на это, в течение последующих двух лет клуб приносить прибыли не будет. Но таким образом мы надеемся восстановить репутацию рынка.
— Как вы считаете, почему, казалось бы, сильные игроки рынка закрывают свои клубы?
— Есть клубы, на которые в 1990-е годы равнялись и учились. Ведь в то время украинский рынок фитнес-услуг находился в зачаточном состоянии, были только какие- то элитные клубы для богатых людей и «качалки» в полуподвальных и подвальных помещениях. Но в бизнесе существует правило: если перестал развиваться, сразу же теряешь свои позиции. Кроме того, есть такой фактор, как удаленность центрального офиса, который находится в одной стране, а сами клубы — в другой. Иностранцам тяжело контролировать ситуацию на нашем рынке, сидя за границей, они не могут оперативно решить какие-то текущие проблемы, сложности, правильно выстраивать бизнес-процессы. У других игроков большие амбиции, но при этом отсутствует понимание ведения бизнеса как такового.