Фитнес ритейл
Статистика против Украины
Политика ведения здорового образа жизни в продвинутых странах поддерживается на уровне государства. Украина — не исключение: приобщение к здоровому образу жизни осуществляется совместными усилиями гос. и бизнес-структур. К сожалению, фитнесом в Украине пока что занимается лишь порядка 2% населения, причем это только в Киеве. В крупных городах — около 1% людей, а в городах мелкого масштаба и вовсе практически не слышали, что такое фитнес. Для сравнения, такой показатель в России держится на отметке 3-5%, в европейских странах — 8-10%. Лидером в сфере фитнеса пока что остаются США — 15% в противо вес украинскому фитнесу.
БЦ «101 Tower» (девелопер - «К.А.Н.Девелопмент»)
Движение вверх
За последние годы построено 150 тыс. квадратных метров фитнеса, еще 100 тыс. кв. м — строится. Более 90% всей фитнес-индустрии — это клубы компании Sport Life.
Такое небольшое количество сетевых операторов на рынке объясняется сложностью оперативного управления фитнес-клубом. Это многоступенчатый бизнес, каждая составляющая которого — это свой отдельный мини-бизнес, управлять которым может только профессионал, четко понимающий реалии и особенности рынка. Так, российская сеть «Планета Фитнес» попробовала зайти на украинский рынок,однако, не получив никакой отдачи, просто ушла восвояси, оставив тысячи клиентов стоять перед дверьми закрытого клуба. Руководство компании, по всей видимости, не учло всех региональных особенностей и потребностей украинского бизнеса, а эффективно управлять на «удаленной руке» стало непосильной задачей. По словам Александра Яроша — генерального директора ООО «Киевская жилищно-строительная компания», для него, как арендодателя, уход «Планеты Фитнес» стал большой неожиданностью. Пришлось срочно принимать решение: брать управление клубом в свои руки, либо же возвращать обманутым клиентам деньги и перепрофилировать недвижимость. В последнем случае — это вряд ли возможно: бассейн под офисы или рестораны не переделаешь. Здесь ситуацию спас Sport Life, взяв на себя не выполненные «Планетой» обязательства и раздав всем клиентам бесплатные абонементы в сеть своих клубов. «Мы приняли такое решение, потому что являемся лидерами на рынке фитнес-услуг, а потому несем ответственность за отрасль в целом. Однако, выкупать каждый клуб, который «прогорел» и тратить миллионы на выдачу абонементов обманутым клиентам каждый раз мы не будем. Нам и этот, в принципе, был вовсе не нужен: через дорогу работает Sport Life Осокорки, в ближайшее время откроется огромный Дворец Спорта Sport Life по ул. Драгоманова. У нас достаточно своих объектов. Брать в аренду все освободившиеся объекты — нет желания, выдавать карточки всем пострадавшим клиентам просто нет возможности» — комментирует Дмитрий Екимов, основатель группы компаний Sport Life.
ЖК «Триумф» в Киеве (фирма-собственник «Т.М.М.»)
Значение фитнес-индустрии на рынке недвижимости растет с каждым годом. На смену боулингам, ресторанам, отделениям банков в качестве якорного арендатора ТРЦ, офисных центров приходят фитнес-клубы. «Строя что-либо, мы создаем среду обитания. Без фитнеса недвижимость неполноценна» — уверен Игорь Никонов, президент компании «К.А.Н. Девелопмент». Для арендодателя фитнес-клуб — это источник стабильного дохода: в торговых центрах фитнес-клубы создают дополнительный поток платежеспособных клиентов, в офисных и жилых комплексах — набор дополнительных сервисов. Однако, чтобы бизнес в фитнесе был успешным, запускать на рынок нужно как минимум 10-15 клубов. Клубы-одиночки вымирают очень быстро, ведь клиенту удобно пользоваться сетевыми преимуществами, а не отдельно стоящим клубом с ограниченным комплексом услуг. Потребитель готов платить только за сетевую карту. Покупая годовой абонемент, клиент хочет получать все разнообразие фитнес-услуг: и бассейн, и тренажерный зал, и групповые занятия, и сквош, и банный комплекс. Преимуществом здесь также является удобство: возле дома, по пути на работу, в командировке. Кроме того, большая сеть позволяет иметь свою техническую базу для ремонта и профилактики тренажеров, склады, напрямую договариваться с производителями оборудования, содержать много-функциональный холдинг и профессиональный менеджмент. Все это положительно сказывается и на рентабельности, и на сервисе. Для арендодателей важна финансовая устойчивость. Репутация стабильного арендатора в Украине на стороне сети фитнес-клубов Sport Life. «Фитнес должен строиться и отдаваться на оперирование профессиональному оператору. Без опыта этим лучше не заниматься, поэтому я передал фитнес-клуб опытному сетевому оператору и считаю это решение очень правильным. Я абсолютно доволен, как Sport Life управляет фитнес-клубом. Еще раз на дорогу самостоятельного управления не стал бы», — комментирует свое решение о передаче управления своим клубом Николай Толмачев, генеральный директор компании «ТММ». Рентабельным бизнесом может быть только большая сеть, в этом случае инвестиции должны быть от 50 млрд. долларов. Украинские бизнесмены не решаются вкладывать такие деньги в строительство фитнеса, большие сети из США и Европы пока не заходят на украинский рынок. Единственным крупным оператором в Украине является компания Sport Life. На данный момент, сеть фитнес-клубов Sport Life насчитывает 17 клубов в столице и 10 в регионах. В ближайшие годы эти цифры вырастут в несколько раз: в Киеве будет функционировать 25 комплексов, в регионах — 40 (по два-четыре клуба в городах-миллионниках, по одному — во всех городах с населением более 250 тыс. человек).