Это не про спорт — это про бизнес: девелоперы массово говорят об инвестпривлекательности фитнес-рынка
Все большее количество людей в мире интересуются здоровым способом жизни: употребляют экологически чистые продукты, приобретают вещи из натуральных материалов, укрепляют здоровье в спорт-клубах. Мировой тренд на здоровый образ жизни стремительно развивается, принося миллионные доходы. В таком контексте спортивные клубы становятся неотъемлемой частью инфраструктуры и новых строительных объектов. Застройщики отдают предпочтение сетевым операторам с надежной репутацией.
Год от года фитнес становится все более популярным, а индустрия здоровья испытывает значительный подъем. На сегодняшний день более 80% объема рынка в деньгах аккумулирует десять крупнейших рынков фитнеса. При этом треть объема общемирового рынка в денежном выражении принадлежит США.
Но развитие фитнеса в США и Европе имеет государственную поддержку: реализуются государственные программы, действуют преференции по налогообложению и льготы на аренду помещений и земельных участков, тарифов на коммунальные услуги. К примеру, благодаря законодательству, направленному на стимулирование открытия массовых спортивных клубов, прибыльность фитнес-бизнеса в Италии достигает 25-30%, в то время как в других сферах бизнеса эта цифра варьируется на отметке 7-10%.
Еще 60 лет назад в Штатах создали Президентский совет по фитнесу и спорту, в который входят выдающиеся граждане страны, ученые, политики, актеры, спортсмены. В разные годы Совет возглавляли Арнольд Шварценнеггер, Флоренс Гриффит-Джойнер, Джордж Аллен. Фитнес-индустрия США — это более 30 тысяч фитнес-клубов различных форматов. Согласно исследованиям, проведенных в Штатах, каждый вложенный в привлечение работников компании к программам физической активности доллар приносит до 3,43 доллара экономии на расходах на медицинское обслуживание и оплату больничных листов.
«Сейчас уже тяжело представить современный жилой комплекс без наличия в нем фитнес-клуба или бассейна, — комментирует Виталий Кучинский, девелопер Really Building. — Требования покупателей недвижимости к инфраструктуре нового жилого объекта значительно возросли. Для одних занятия спортом — это часть жизни, для других – полезное времяпровождение всей семьей. Но так или иначе спорт-зал в ЖК необходим! В принципе тоже самое можно сказать и про торговые, развлекательные и бизнес-центры. Там это значительно повышает привлекательность для арендаторов.»
Отечественный рынок фитнес-услуг зародился в конце 90-х годов прошлого столетия и постепенно развивается. В сравнении с мировыми показателями, спрос украинцев на спортивные услуги пока далек от мировых показателей: всего 9% жителей пользуются фитнес-услугами, в то время как в странах Европы эта цифра составляет 25%, а США установили мировой рекорд — 40%. Основные потребители фитнес-услуг в Украине — люди 27-45-летние жители мегаполисов с высшим образованием, средним или выше среднего уровнем доходов.
На сегодняшний день в Украине функционирует более полтысячи фитнес-клубов. Но лишь треть из них можно назвать полноценными спортивными заведениями, оборудованными по всем правилам и предоставляющие качественные услуги. В основном, они принадлежат сетевым операторам.
В городах-миллионниках основными игроками по-прежнему являются сети фитнес-центров, ориентирванные на средний ценовой сегмент. Наиболее многочисленная и популярная из них — Sport Life. Некоторые бренды прочно закрепились в премиум-сегменте: «5 элемент», Tsarsky, «Аквариум», «Подольский», Sport Life Deluxe.
Фитнес-рынок притерпел некоторые изменения в связи с социально-экономическими проблемами в Украине. Оккупация Россией Крыма и части Донбасса привела к потери части рынка. До начала военных действий доля Донецкой области в общем объеме рынка фитнес-услуг составляла 10,5%, Луганской области — 3,2 %, Крыма — 3,9%. Также рынок отреагировал и на снижение платежеспособности населения, девальвацию гривны, повышение расходов на коммунальные услуги. По данным Pro-Consulting, вышеперечисленные факторы привели к уменьшению объема рынка фитнес-услуг в Украине до $156,8 млн, а это в 4,3 раза меньше докризисных показателей.
При этом рынок фитнес-услуг не остановился в своем развитии. Некоторые игроки в 2015 году даже расширили свою сеть. К примеру, Sport Life открыл девять спортивных центров, а в этом году в планах фитнес-оператора запуск вырастить сеть до 100 клубов по всей стране. По мнению экспертов, рынок имеет огромный потенциал к росту — только столица готова принять еще 50-70 спортивных клубов.
«На сегодняшний день — несмотря на высокую вакантность на рынке недвижимости — помещений, которые изначально подходили бы, совсем немного, - рассказывает Дмитрий Екимов, основатель группы компаний Sport Life. — Оператору фитнес-индустрии, снимая помещение, приходится адаптировать его. Подчас это затягивает время открытия клуба и влечет за собой дополнительные расходы, которые ложатся на фитнес-клуб. Соответственно, снижает стоимость аренды, которую готов рассматривать фитнес-оператор. Сейчас, впрочем, тренд меняется: девелоперы, осознав растущую потребность рынка, все чаще стремятся учитывать присутствие фитнес-клуба в объекте. Стало заключаться много предварительных контрактов с фитнес-операторами еще на уровне проекта или начальной стадии строительства».
Главной тенденцией 2015-2016 годов стал переход рынка на так называемые «мокрые» клубы (с бассейнами или аква-зонами). По подсчетам, инвестиции в строительство спортклуба площадью 3-5 тыс. м² с бассейном составят в $1-3 млн. В то время, как для запуска «сухого» фитнес-зала до 300 м² достаточно $100-300 тысяч, а в регионах можно уложиться и в один миллион гривен. Но вот интересно, что рентабельность клуба с бассейном тоже значительно выше. В 2016 году, например, она составила в разных сегментах 10-70%, а потенциальная емкость рынка достигает $2 млрд. Застройщики готовы и далее продолжать инвестировать в строительство спортивных клубов, сотрудничать с партнерами, которые зарекомендовали себя как надежные и продержались на рынке более 10-ти лет. Вцелом, можно уверенно сказать, что сфера услуг спорт-клубов Украины является очень перспективной, а высокие темпы развития делают фитнес-рынок привлекательным для инвесторов.