Фитнес-клуб в ТРЦ: новая необходимость
Появление фитнес-клуба способно увеличить посещаемость ТРЦ и уровень конверсии. Это уже давно поняли ритейлеры за рубежом, но украинские девелоперы еще только начинают осваивать этот тренд.
Распространение интернета и онлайн-шоппинга, произошедшее в последние несколько лет, кардинально изменили положение дел в сегменте торговли. Сегодня самый богатый человек в мире — это Джефф Безос, собственник компании Amazon и обладатель состояния в более чем $100 млрд. Ежемесячно Amazon посещает 150 млн человек только в США. В то же время даже в центре мирового шоппинга — Нью-Йорке — постоянно закрываются магазины в стрит-ритейле, большие универмаги с вековой историей, уходят крепкие бренды.
Карта пустых магазинов в районе West Village, Нью-Йорк
Источник: The Real Deal
Уход торговли в онлайн — общемировой тренд, который вскоре доберется и до Украины. Чтобы сохранить покупателей и, главное, заставить их делать покупки, ТРЦ уже не достаточно обладать хорошим пулом классических арендаторов, чьи товары можно приобрести в интернете. Нужно заманивать посетителя другими методами — развлечениями, услугами и прочими активностями, которые нельзя получить с помощью лэптопа или телефона.
В США собственники моллов уже поняли: в условиях растущего онлайн-ритейла хорошим инструментом по привлечению посетителей в торговый центр становятся спортклубы. По данным компании CoStar, за последние пять лет количество спортивных залов в торговых центрах США удвоилось.
Так, компания PREIT, в собственности которой находится 22 млн м² торговых площадей в торговых центрах на Атлантическом побережье США, для заполнения своих моллов активно привлекает лидирующие фитнес-компании, такие как Planet Fitness и Orangetheory Fitness. «Люди не просто тратят время в спортзале, после этого они занимаются перекрестным шоппингом, покупают одежду, обедают, делают что-то большее, чем просто занимаются фитнесом», — объясняет логику CEO компании PREIT Джо Корадино в комментарии CNBC. По его словам, если раньше на долю одежды приходилось 70% площади торгового центра, то сейчас — всего около 40%.
В свою очередь, в комментарии The Wall Street Journal Сандип Матрани, CEO компании GGP, профессионально занимающейся недвижимостью, объясняет, что сейчас спортзалы помогают создавать благоприятную среду вокруг молла так, как ранее это делали небольшие магазины, универмаги и христианские центры в отдельных районах городов. По его словам, GGP планирует интегрировать фитнес-центры в половину своих 115 торговых центров в следующем десятилетии.
США в принципе лидирует по количеству и качеству увлечения спортом. По данным MarketResearch, в индустрии фитнес-центров США работают около 22 000 компаний и некоммерческих организаций, которые контролируют около 30 000 фитнес-центров и центров отдыха и получают годовой доход в размере $22 млрд. Согласно данным спортивной ассоциации IHRSA, начиная с 2009 года число участников подобных клубов выросло на 26 %.
В этом смысле США выступают хоть и ярким, но всего лишь одним из примеров глобальных трендов. Уход торговли в онлайн, переориентация стратегий ТРЦ, рост спроса на спортклубы — это общемировая тенденция. Аналитики исследовательской компании Technavio, изучив глобальный рынок спортзалов и клубов здоровья, спрогнозировали, что он будет неуклонно расти в ближайшие годы, и к 2021 году вырастет более чем на 11%. Одним из основных факторов роста исследователи называют растущее число бэби-бумеров и миллениалов, которые как раз присоединяются к фитнес-сообществу.
Украинские тренды
В Украине еще не все спортивные сити и не все собственники ТРЦ поняли, как меняются рынки спорта и торговой недвижимости и какую выгоду может принести синергия обеим сторонам. Особенно учитывая украинскую особенность ТРЦ: если в США моллы зачастую расположены за пределами населенных пунктов, и к ним еще нужно добраться, то в Украине ТРЦ в подавляющем большинстве случаев строят в пределах города, даже в центре. Заглянуть по дороге с работы домой (или наоборот — утром перед работой) в ТРЦ в украинских реалиях гораздо проще, чем в американских.
При этом ТРЦ как комплексный объект предоставляет посетителю массу преимуществ. Если в торговом центре есть фитнес-клуб, до или после занятий посетитель может не только пошопиться и перекусить на фудкорте, но и зайти в кино, закупиться продуктами в супермаркете, сдать вещи в химчистку, зайти в отделение банка и т.д. Кроме того, ТРЦ — отличное место для семейного времяпрепровождения, включая детей. Если дети не ходят в фитнес-клуб, то на время тренировки родители могут оставить их в детских комнатах и развлекательных центрах.
Хватит ли в украинских ТРЦ места для спортклубов? Вполне. Во-первых, за последние годы в Украине, как и в других странах, меняется качество арендаторов: продавцы одежды уходят, и на их место приходят компании, предоставляющие услуги и развлекающие людей. Тренд не такой ярко выраженный, как, например, в США, но он заметен. Среди сервисных компаний вполне могут быть и спорт-клубы.
Во-вторых, как бы осторожно ни стоило относиться к подобной аналитике, но по сравнению с другими европейскими странами Украина все еще не насыщена профессиональными торговыми площадями.
Источник: UTG
Источник: CBRE
Согласно отчету компании Colliers International, в Украине на 1 тыс. жителей приходится 34 м² торговых площадей, тогда как в среднем по 13 странам региона Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) этот показатель составляет 200-300 м². Таким образом, Украина занимает последнее 13-е место среди стран ЦВЕ по насыщенности торговыми площадями, при этом насыщенность торговыми площадями на 1 тыс. жителей в Киеве составляет около 400 м², что соответствует 10-му месту среди столиц стран ЦВЕ.
Источник: Colliers International
Источник: Colliers International
Дело в синергии
Как отмечают в Colliers, в ТЦ во всех странах сфера услуг занимает около 10-12% торговых площадей, развлечения занимают только 3%, но этот сегмент стремительно набирает обороты. По данным Colliers, самым активным и популярным оператором фитнес-клубов в украинских ТРЦ является сеть Sport Life. Только в Киеве пять спорт-клубов сети работают в составе ТРЦ, еще несколько обещают открыться в новых торговых центрах и уже работают в таком же формате в других городах страны.
По словам девелоперов, которые сдают площади в своих ТРЦ под спорт-клубы, наличие спорт-клуба в составе ТРЦ выгодно всем. «Большой фитнес-центр может генерировать от тысячи до двух тысяч человек в день. В среднем украинском городе клиентами такого фитнес-центра являются 5-6 тыс. человек. Все эти люди являются таким образом и постоянными клиентами ТРЦ», — рассказывает коммерческий директор группы компаний «Будхаус» Максим Гаврюшин.
Слова девелопера подтверждаются реальностью: херсонский ТРЦ «Фабрика», открытый «Будхаусом» шесть лет назад, стал одним из успешнейших ТРЦ Украины и самым популярным моллом южного региона. Сюда ездят за покупками и развлечениями жители из нескольких соседних областей. Более того, Sport Life, расположенный в «Фабрике» — это единственный полноформатный фитнес-клуб в городе, в котором, среди прочего, есть три бассейна.
«Сейчас в Украине клшиенты фитнес-клубов — это самая активная и платежеспособная категория населения. Это люди, которых называют трендсетерами: то, куда они ходят, что носят, как живут, является «магнитом» и ориентиром для всех остальных. Следовательно, какое ТРЦ они облюбуют — это и станет «lovely place» любого города. В США это поняли еще 20 лет назад. Сегодня наконец-то это стало очевидным и для украинских девелоперов. Уже давно не только на западе невозможно представить ТРЦ, БЦ или же ЖК без фитнес-клуба. Попробуйте вспомнить хотя бы один отель в Турции без фитнес-центра! В нашей же европейской столице мы часто видим небоскребы без даже пусть совсем маленького фитнес-зала. А вместе с ними и удивленных арендодателей, которые не знаю куда деть и кому сдать свои площади». — Дмитрий Екимов, основатель группы компаний Sport Life.
Поэтому как европейские, так и украинские ТРЦ все чаще приходят к пониманию того, что для дальнейшего успешного функционирования им необходим спорт-клуб. В апреле в Киеве запланировано открытие ТРЦ Smart Plaza Polytech (по сути — МФК, в составе которого также будет жилье) площадью 25 тыс. кв. м, в котором расположится спорт-клуб Sport Life. По словам директора компании UTG Евгении Локтионовой, он разместится со второго по четвертый этажи, причем на втором этаже будет бассейн. Так что можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем украинские девелоперы ТРЦ будут следовать общемировым трендам и сотрудничать со спорт-клубами в качестве арендаторов.
Но, также эксперты уверяют, что девелоперам и застройщикам стоит очень тщательно подходить к выбору спортивного оператора, поскольку менеджмент и управление фитнес-клубом с бассейном, пожалуй, одно из самых сложных направлений бизнеса. В этом случае, они рекомендуют заключать договора с проверенными, в первую очередь, временем фитнес-сетями, котрые имеют управленческий опыт клубами не менее 10 лет.